ДАО цвета и интерьер
Жизнь в соответствии со своим цветовым настроением
Мы все живем в цвете. Мы ходим в стильные мебельные магазины, смотрим на образцы интерьеров, и если какой-то из них затрагивает нас эмоционально и визуально, мы выбираем именно его. Мы листаем дизайнерские журналы и, увидев дом своей мечты, начинаем копировать его немедленно. Нам хочется, чтобы наше жилище отражало наши мечты и фантазии!
Однотонность
Цветовая схема, использующая однотонность, включает в себя один нейтральный цвет различных оттенков (то есть цвет с различными добавками белого или черного). В некотором роде сделать такие сочетания привлекательными очень сложно, поскольку различия между нейтральными оттенками одного и того же цвета очень тонки и незаметны. Эффективной монотонной комбинацией нейтральных оттенков может, к примеру, служить комната, оформленная в темных тонах УГОЛЬНО-СЕРОГО, средних тонах СЕРОЙ ЧАЙКИ и светлых ГОРЛИЦЫ. Другой классический пример - это цвета семейства серовато-коричневых. Здесь можно использовать различные оттенки белого, бежевого и серого.
Монотонность обладает качествами восточного учения Дзен, она проста и незатейлива. Однако недостаточность цвета следует компенсировать различной обработкой поверхности, иначе ваша комната станет слишком скучной. Наиболее эффективно монотонность применяется для создания созерцательного настроения. Сильный драматический цветовой акцент сразу же избавляет интерьер от скуки.
Монохромность
Монохроматические цветовые схемы используют только один цвет в различных оттенках. Возьмите, к примеру, основной синий цвет с цветовой палитры и его оттенки - от нежно-голубого до глубокого индиго. Монохромные цвета отвечают требованиям созерцательного настроения, но здесь, как и в предыдущем случае, не следует забывать о различии обработки поверхности и контрастности. Кроме того, вам потребуются цветовые акценты, чтобы комната не выглядела занудной.
Аналоговая гамма
Аналоговые, или соседствующие, цвета действительно соседствуют друг с другом на цветовой палитре. Их вполне «безопасно» использовать в сочетаниях, поскольку они тесно связаны - они в буквально смысле образуются друг из друга. Вспомните хотя бы теплые красные, оранжевые и желтые тона. Поскольку эти цвета обладают одинаковыми полутонами, они приятны для глаза и создают ощущение гармонии. Так как они мирно соседствуют и прекрасно смешиваются, аналоговые схемы идеально подходят для создания спокойного настроения в сочетании с нежно-голубыми, приглушенно-зелеными и холодными лавандовыми. Можно их использовать и в заботливом настроении, где доминируют теплые и нежные желтые персиковые и розовые тона. Аналоговые цветовые композиции прекрасно подходят и для приглушенных сочетаний романтичной палитры.
Аналоговую схему можно расширить с помощью введения в нее дополнительных смежных цветов. Дружественные красные, оранжевые и желтые прекрасно уживаются с желто-зелеными или красно-фиолетовыми оттенками. Такие цвета вносят в аналоговую схему новую жизнь, создавая причудливое настроение.
Для того чтобы еще более разнообразить аналоговую схему, можно использовать широкий диапазон светлых и темных оттенков, различающихся по интенсивности одного цвета. Возьмите, к примеру, ХУРМУ, ПЕРСИК и ИРИСКУ. Эти цвета относятся к соседствующим оттенкам и прекрасно подходят для создания настроения полевых цветов или летних лепестков. Добавьте немного ЗЕЛЕНОЙ МЯТЫ, чтобы визуально усилить эффект, и вы добьетесь прекрасного результата.
Традиционное настроение может включать в себя синий диван и кресло цвета ВОЕННО-МОРСКОЙ СИНИЙ, БИЛЬЯРДНОЕ ЗЕЛЕНОЕ СУКНО или ЧИСТАЯ ВОДА. Такое сочетание будет приятно для глаза, поскольку эти цвета очень близки друг другу. Однако добавление ФИОЛЕТОВОЙ РОЗЫ придаст цветовой гамме необходимую теплоту и визуальную привлекательность.
Дополняющие друг друга цвета
Дополняющие цвета находятся на противоположных сторонах цветовой палитры. Если понимать буквально, эти цвета дополняют друг друга, создавая идеальное сочетание. В психологическом или физиологическом смысле эти цвета образуют естественный баланс. Каждая пара включает в себя теплый и холодный оттенок. Потребность в балансе мы испытываем постоянно. Равновесие необходимо нам везде и, в особенности, в родном доме. Дополняющие цвета помогают нам сопротивляться стрессу и настраиваться на собственное окружение.
Когда яркие дополняющие цвета используются в равных количествах, возникает эффект максимально далекий от расслабляющего. Резко контрастные сочетания, такие, как ЯРКО-ЖЕЛТЫЙ и ЯРКАЯ ОРХИДЕЯ, приковывают внимание. Использование таких ярких сочетаний создает очень броский и необычный эффект. Каждый дополняющий цвет подчеркивает и усиливает яркость другого, и вместе они создают невероятную вибрирующую атмосферу.
Такое визуальное явление называется «одновременным контрастом», поскольку все цвета выделяют друг друга. Именно противоположные цвета создают эффект, необходимый для самых экзотичных настроений.
Влияние дополняющих цветов несколько смягчается, когда один цвет доминирует, а другой используется в качестве акцента. Можно также ослабить интенсивность каждого цвета до нежно-пастельных тонов, таких, как СЛЕГКА РОЗОВЫЙ и ЗЕЛЕНЫЙ СЕЛЬДЕРЕЙ в заботливой палитре, или усилить до темных оттенков, таких, как ОХОТНИЧИЙ ЗЕЛЕНЫЙ и БУРГУНДСКИЙ КРАСНЫЙ в типичной традиционной композиции или ГОЛУБАЯ ДАЛЬ и ПЕРСИКОВАЯ ПАСТЕЛЬ в романтичной.
Цветовая температура - теплый или холодный?
Теперь, когда мы обсудили основные принципы цветовой палитры, давайте поговорим о частностях. Посмотрите на свое жилище объективным взглядом. Что вы можете сказать о себе самом? Комфортно ли вы чувствуете себя среди выбранных вами же цветов?
Если вы похожи на большинство людей, то ответ будет «да» или «нет». Некоторые комнаты кажутся вам очень приятными и уютными, а из других вам хочется поскорее уйти. В них чего-то не хватает. Если вы некомфортно ощущаете себя в какой-то из комнат, значит, вас беспокоит цветовое решение. А скорее всего, вы просто неверно выбрали так называемую цветовую «температуру» помещения.
Чтобы лучше понять природу цветовой температуры, давайте еще раз посмотрим на цветовую палитру. Цвета воспринимаются теплыми или холодными из-за многолетних убеждений, намертво отпечатавшихся в нашей психике. Красный, желтый и оранжевый считаются теплыми, поскольку они всегда ассоциировались с жаром солнца и огня. Синий, зеленый и фиолетовый считаются холодными, поскольку они вызывают в памяти прохладу морской воды, небес и тенистых лесов. Однако изменение оттенков может изменить температуру. Иссиня-красные цвета холоднее, чем желто-красные. Чем краснее фиолетовый, тем он теплее. Иссиня-зеленые тона холодные, но чем зеленый ближе к желтому, тем он теплее.
Зеленый и фиолетовый цвета наиболее чутко реагируют на изменение температуры, поскольку они являются мостиком между теплыми и холодными цветами палитры. По восприятию оранжевый цвет кажется самым теплым, а синий - самым холодным.
Поскольку цвета редко используются изолированно, на них оказывают влияние и другие факторы - освещение, атмосфера, фактура поверхности, форма, сложившиеся когда-то ассоциации, окружающие цвета, которые могут изменить восприятие цветовой температуры. Понятие холодных и теплых цветов весьма относительно. Если, к примеру, говорить о чисто красном цвете, равная смесь теплых и холодных оттенков покажется вам скорее иссиня-красным, чем желто-красным, хотя чисто красный цвет кажется более желтоватым, когда его сравнивают с иссиня-красным.
ТЕПЛЫЕ
Красный
Желтый
Оранжевый
САМЫЙ ТЕПЛЫЙ
Оранжевый
ХОЛОДНЫЕ
Синий
Зеленый
Фиолетовый
САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ
Синий
В СОЧЕТАНИИ С ДРУГИМИ ЦВЕТАМИ МОГУТ БЫТЬ ТЕПЛЫМИ или холодными
Зеленый
Фиолетовый
Равновесие
Сочетая теплые и холодные цвета, вы можете слишком далеко зайти с равновесием - сочетание полутеплых и полухолодных цветов не работает, поскольку не создается четкого смыслового решения, температуры и настроения. Ощущаете ли вы это цветовое сочетание теплым или холодным? Для создания настоящего настроения один цвет должен доминировать, только тогда ощущение может быть теплым или холодным.
Возьмите два ярких теплых цвета, и вам станет тепло. Смягчите или углубите эти цвета, и они станут уже не жаркими, а нежными и теплыми. Два ледяных цвета, например, синий ЛЕДНИК и ЗЕЛЕНЫЙ МОРОЗ, освежают, но могут восприниматься как психологически холодные. И, тем не менее, некоторые холодные цвета можно включать в весьма теплую среду, к примеру, настроение ЗАКАТ и КОСТЕР, чтобы снизить температуру до комфортной.
Одно из основных и самых важных правил оформления интерьеров заключается в следующем: холодные тона лучше всего уравновешиваются легким присутствием теплых, а теплые - легким присутствием холодных. Если вы используете в комнате только один яркий теплый цвет, ваш глаз непроизвольно будет искать чего-нибудь холодного для равновесия. В холодной комнате вам непременно захочется увидеть что-нибудь теплое.
Эстетически и психологически гораздо приятнее находиться в комнате, где доминируют холодные тона, а теплые находятся в подчиненном состоянии, и наоборот. Кроме того, подобное сочетание позволяет четко определить цветовое настроение.
ИЗБЕГАЙТЕ:
Теплый / ТЕПЛЫЙ / ТЕПЛЫЙ / ТЕПЛЫЙ
Холодный / холодный / ХОЛОДНЫЙ / холодный
НАИЛУЧШИЙ ВАРИАНТ:
Холодный / ТЕПЛЫЙ / ТЕПЛЫЙ / ТЕПЛЫЙ
ТЕПЛЫЙ / ХОЛОДНЫЙ / холодный / холодный
Поиски равновесия: гомеостаз
В течение всей жизни мы ищем равновесия на самых разных уровнях - духовном, эстетическом, эмоциональном и физическом (в Древнем Китае этот процесс называли равновесием ян и инь). Современный образ жизни требует постоянного равновесия между работой и игрой, практичностью и фантазиями, технократизмом и гуманизмом. Мы должны стремиться к новому, не забывая о старом.
Чувство равновесия во многом зависит от обстановки в нашем доме. Для все большего количества людей дом становится и жилищем, и офисом. Сегодня человек больше, чем когда бы то ни было, нуждается в надежном убежище от тревог мира. Нам нужно место, где мы можем почувствовать себя в безопасности, где о нас заботились бы, нас любили и поддерживали. Здесь мы можем собраться с мыслями, снять напряжение и восстановить силы. Цвет - это мощный фактор, помогающий нам обрести столь необходимое равновесие в нашей неспокойной жизни.
Хотя мы и не осознаем этого, глаза постоянно ищут равновесия в окружающей среде. Если кто-то скажет вам, что в вашем доме тепло, вы воспримете эти слова как комплимент, поскольку теплые цвета всегда воспринимаются как радостные и гостеприимные. Однако душное тепло, неуравновешенное прохладой, не очень хорошо. Избыток холодных тонов без компенсирующего тепла создаст зябкую и негостеприимную атмосферу, которую сразу почувствуете и вы, и ваши гости. А вас вряд ли обрадует, если друзья назовут ваш дом холодным!
Возможно, вы уже сделали свой цветовой выбор. Но вдруг вам какие-то лица советуют оформить дом в тех же цветах, которые вы носите. Если вы предпочитаете теплую гамму, вам посоветуют выбрать для дома исключительно теплые тона. Если вы любите тона холодные, вам могут навязать построить цветовую гамму вашего дома в холодных оттенках. Такой совет вряд ли можно считать разумным, особенно если исходит он от человека, получившего сертификат дизайнера от фирмы, производящей кухонную мебель, после «интенсивного» часового курса подготовки!
Когда речь заходит о цвете, остерегайтесь слов «исключительно», «только», «никогда» и «всегда». Они подразумевают очень строгую и четко определенную точку зрения, которую невозможно изменить. Если вы предпочитаете теплые или холодные тона в одежде и жилом пространстве, вы всегда можете использовать то, что вам нравится. Но помните, что чрезмерное использование теплых тонов не позволит вам чувствовать себя комфортно и спокойно, а избыток холодных цветов сделает атмосферу в доме негостеприимной и бездушной.
Врожденное стремление к балансу заставляет нас помещать зеленые растения в теплой комнате или придавать дополнительную теплоту холодному интерьеру с помощью вазы с красными тюльпанами. Такие акценты позволяют поддерживать внутреннее равновесие (называемое гомеостазом). Гомеостаз - это врожденное свойство, чисто физиологическое понятие. Чтобы вникнуть, проведите простой эксперимент: сосредоточьте взгляд на красном предмете в течение десяти секунд. Затем переведите взгляд на лист белой бумаги. И вы обязательно увидите зеленую тень. Это гомеостаз в действии - наш организм позволяет глазам отдохнуть и вернуть утраченное чувство равновесия. Мы должны руководствоваться внутренним равновесием, чтобы повышать или понижать цветовую температуру собственного жилища. Для этого один цвет должен доминировать, а второй его поддерживать.
Доминирование
Если вы внимательно рассмотрите хорошо оформленную комнату, то сразу же обратите внимание на один из важнейших принципов оформления интерьеров: один цвет обязательно доминирует. Этот основной цвет определяет гамму и способствует созданию настроения. Это главный мотив интерьера. В такой цветовой композиции может присутствовать несколько поддерживающих цветов, но они не должны затмевать основной мотив.
Доминирующий цвет не только создает настроение. Он занимает большую часть пространства. Это цвет стен, потолка или пола. Однако существуют и исключения, особенно при создании созерцательного или динамичного настроения. Например, стены и ковер цвета слоновой кости могут занимать большую часть в созерцательной жилой комнате, но атмосферу в комнате определяют не они, а яркая абстрактная картина на стене. То же самое можно сказать о черно-белой ванной комнате, выдержанной в динамичном настроении, где яркая красная декоративная плитка сразу же задает тон.
Доминирование (часто называемое тональностью) придает одному цвету визуальную значимость и позволяет зрителю воспринять атмосферу всего помещения в целом. Беглый взгляд на комнату позволяет сразу же почувствовать настроение этого пространства. Если ни один цвет не доминирует, комната кажется эклектичной, разрозненной и бессмысленной. Цвета борются за внимание зрителя, что приводит к настоящей дизайнерской катастрофе!
Это особенно важно для реально эклектичной обстановки, где присутствуют совершенно разностильные предметы. Для того, чтобы в естественной обстановке доминировало одно настроение, например, пляжное, очень важно использовать морские (холодные) и песочные (теплые) тона. Однако одна из этих групп должна доминировать - например, доминирующий синий или бирюзовый над подчиненным бежевым или серовато-коричневым. Можно решить цветовую гамму, и наоборот. Тогда в комнате будут доминировать бежевые тона, а прохладные холодные станут играть подчиненную роль. Выбор температуры полностью зависит от вас.
Некоторые цветовые настроения имеют доминирующую температуру. Например, в настроении закат и костер вопроса о температуре не возникает. Естественно, что доминирующими цветами должны быть теплые, поскольку таковы и закат, и костер. Но избыток огненных мотивов может оказать раздражающее воздействие. И тогда дополнение БИРЮЗОВОГО поможет поддержать равновесие. Если вы решили создать настроение зимнего мороза, в вашей комнате должны доминировать холодные тона. Но прохлада может показаться слишком суровой и негостеприимной, особенно в холодный день. Естественно, что солнечный желтый акцент сделает комнату более притягательной, пусть даже желтый цвет будет присутствовать всего лишь в цветочном орнаменте на скатерти. Такая скатерть сразу сделает помещение более теплым.
Симметрия против асимметрии
Не так давно симметрия считалась единственным способом достичь равновесия. Обычный набор мебели состоял из дивана, по бокам от которого стояли одинаковые столики с лампами одинакового стиля и расцветки. Перед диваном помещался журнальный столик, гармонирующий с боковыми столиками. Настроение было очень сумрачным, даже унылым. По правде сказать, все это навязывалось торговцами мебели, а личный вклад владельца был весьма незначительным.
Сегодня мы извлекли из скуки прошлого хороший урок. Мы поняли, что стремиться к симметрии вовсе необязательно. Гораздо интереснее добиться асимметричного баланса, где цвета не должны повторяться в одинаковых рисунках, количествах и местах.
Вы можете смешивать рисунки, использовать мебель, относящуюся к разным периодам. Такой эклектичный подход к оформлению позволяет вам объединять различные стили - и именно цвет обеспечивает связь между ними.
Сегодня мы знаем, что цветового баланса невозможно достичь, если цвета используются в равных пропорциях. Если один цвет доминирует, значит, другой должен быть подчиненным. Можно использовать пропорцию 75% / 25% или 20% / 80%, но никогда 50% / 50% ! Когда в схему вводится третий цвет, он подчиняется первым двум, то есть используется для аксессуаров или отделки. Первый цвет является доминирующим, второй подчиненным, а третий обеспечивает акценты. Это могут быть всего лишь «капельки» цвета, а порой даже «вкрапления».
Использование в палитре цветового настроения четырех или более цветов - это более сложная и интересная задача. Впрочем, работать с многоцветной палитрой гораздо легче, поскольку она позволяет выбирать цвета аксессуаров и отделки. В 60-е годы правилом было равенство. Ярко-розовый и неоновый оранжевый цвета часто использовались в равной пропорции, что приводило к «революционным» результатам. Равное количество столь ярких, кричащих тонов утомляло глаз (и разум!). Куда же смотреть вначале?
Многие в тот период испытали на себе это загадочное сочетание. Оно было новым, смелым, никогда прежде не использовалось, а 60-е годы были годами авангардных экспериментов. Можете попробовать это и вы. Оформите стены туалетной комнаты в неоновом оранжевом и ярко-розовом тонах (в равных пропорциях). И через полгода каждый, кто зайдет в эту комнату, будет готов содрать краску или плитку со стен голыми руками! Естественно, что в 70-е годы цветовая схема изменилась. Вместо оранжевого и розового на первое место вышли тона авокадо и золотистый!
В 80-е годы подход к оформлению интерьеров стал иным. Настала эпоха, когда стало можно носить короткие или длинные юбки, смело надевать цветной галстук с пестрой рубашкой, экспериментировать с новыми цветовыми сочетаниями, которые годами считались запретными или безвкусными. Люди стали более открытыми, отношение к одежде стало более спокойным. Естественно, что все это повлияло и на оформление интерьеров.
Основные этапы оформления интерьера
Существует пять основных этапов, которые позволят вам реализовать ваш оформительский план. Сначала вы должны определить цветовые ассоциации и выбрать соответствующее цветовое настроение. Чтобы ваше предприятие увенчалось успехом, вы должны четко представлять свои любимые и нелюбимые цвета. Если вы живете в одиночестве, вам больше ничего не потребуется. Однако, если вместе с вами живут дорогие для вас люди, вы должны принимать в расчет и их чувства, особенно в помещениях общего пользования.
Узнай все о себе!
Присоединяйтесь к нам
Рассылка
Библиотека
Зодиакальный гороскоп на следующую неделю с 26 января по 1 февраля 2015 года от tochka.net.